Грандиозный финал. Cassini сгорел в небе СатурнаСюжет

Красивые и потрясающие открытия одного из самых удачных проектов NASA.

Межпланетный зонд Cassini, отправившийся к Сатурну 20 лет назад, завершил свою миссию, сгорев в атмосфере газового гиганта 15 сентября.

Перед смертью Cassini в последний раз отправил фотографию «властелина колец».

«Спасибо, Cassini, и прощай», — заявил на проходящей в NASA церемонии один из ученых, работавших над миссией.

Earth received @CassiniSaturn’s final signal at 7:55am ET. Cassini is now part of the planet it studied. Thanks for the science #GrandFinale pic.twitter.com/YfSTeeqbz1

— NASA (@NASA) 15 сентября 2017 г.

Уничтожение зонда в атмосфере Сатурна позволит избежать биологического загрязнения спутников Энцелада и Титана, на которых возможна жизнь.

Cassini является одной из самых успешных миссий NASA. Основной целью проекта было изучение Сатурна, его колец и спутников.

Станция отправилась в космическое путешествие 15 октября 1997 года и только через семь лет, 1 июля 2004, вышла на орбиту газового гиганта.

Грандиозный финал. Cassini сгорел в небе СатурнаСюжет

Сатурн и планета Земля, обозначенная стрелкой

Благодаря Cassini человечество узнало о новых мирах-лунах, где могла возникнуть жизнь, а на одном из них даже есть собственная атмосфера, об устройстве удивительных колец, а также о колоссальных штормах, существующих на газовом гиганте.

Открытий Cassini так много, что сложно все перечислить. Зонд прислал на Землю более 453 тысяч фотографий, 183 раза включал свои двигатели, обнаружил восемь новых лун Сатурна. На основе его данных было опубликовано почти четыре тысячи научных статей.

Множество штормов в атмосфере Сатурна

За 13 лет Cassini 293 раза обернулся вокруг Сатурна, 162 раз облетел его спутники, 127 раз облетел Титан, 23 раза — Энцелад.

Стоимость миссии достигла почти четырех миллиардов долларов. Численность людей, занятых в обеспечении миссии Cassini-Huygens, — пять тысяч. Число выполненных команд с Земли — 2,5 миллиона.

Кстати, сам Сатурн состоит главным образом из водорода и гелия. Плотность этой газовой планеты меньше плотности воды.

Корреспондент.net вспоминает главные достижения первого искусственного спутника Сатурна.

Жизнь на спутниках

Одним из самых выдающихся достижений стала высадка на поверхность Титана 14 января 2005 года. От Cassini отделился европейский зонд Huygens, прититанивание которого стало первой мягкой посадкой рукотворного аппарата во внешней Солнечной системе.

Отблеск Солнца на поверхности морей Титана

Ученые считают, что Титан — это единственное место в нашей звездной системе после Земли, на поверхности которого есть жидкость. Его атмосфера в три раза плотнее земной, что делает его исключительным объектом Солнечной системы.

Станция выяснила, что литосфера и гидросфера Титана состоят из углеводородов. На северном полюсе спутника есть три моря жидкого метана и амиака — море Кракена, Лигеи и Пунги, а также большое количество озер. В южном полушарии известно только одно крупное озеро.

Море Титана

Huygens также изучил состав атмосферы (вблизи поверхности — пять процентов метан и азот), измерил скорость ветров — как несильные земные ветра. Также зонд передал снимки с поверхности Титана и даже записал звуки, окружавшие его при спуске.

Анализ собранных данных Huygens и Сassini позволил ученым предположить, что под поверхностью спутника находится огромный водный океан.

Возможность существования жизни на Титане обсуждается учеными уже давно. Ранее ученые были более склонны считать, что зарождение жизни на этом спутнике, атмосфера которого содержит ядовитый метан, невозможно.

Однако последние два года ученые все чаще утверждают, что жизнь на Титане могла сформироваться и в отсутствие жидкой воды. К тому же, атмосферное давление на нем схоже с земным, атмосфера богата азотом, идут дожди и образуются туманы.

Ученые исследовали химический состав спутника Сатурна и пришли к выводу, что присутствующая на Титане синильная кислота, которая в результате химических реакций, происходящих на Титане, может стать основой для полииминов, а те — для  бразования аминокислот и нуклеиновых кислот (основ для белков и ДНК).

В апреле этого года сотрудники NASA заявили, что Cassini нашел на Энцеладе — спутнике Сатурна — условия для зарождения и поддержания жизни.

Энцелад является одним из внутренних спутников планеты Сатурн, его диаметр состовляет 500 километров. Такие небольшие объекты мало интересуют ученых, поскольку, чаще всего, они мертвы с геологической точки зрения.

Однако первые исследования Энцелада показали, что он является самым ярким объктом Солнечной системы.

В дальнейшем Энцелад удивил еще больше. Оказалось, что у него есть гейзеры и выбросы паров воды и льдинок. Они находятся на южном полюсе планеты, покрытом «тигровыми полосами» — четырьмя параллельными расщелинами, из которых этот пар и вырывается.

Возраст льда в них оценивается в тысячу лет, возраст самих разломов — около полумиллиона лет. Также оказалось, что у этого спутника не круговая орбита, а есть небольшая эллиптичность. Эффект либрации (качания) определил, что внутри находится океан, полностью покрывающий силикатное ядро.

В выбросах Энцелада кроме воды, амиака, метана, есть маленькие песчинки продолговатой формы. Эксперименты геохимиков показали, что такая форма песчинок может возникать только при 90 градусов по Цельсию, наличии силикатов, воды и большого количества соды.

Последующие измерения показали, что океан очень соленый и сильно газированный, благодаря соде.

Гейзеры Энцелада

Сегодня ученые не могут заглянуть внутрь Энцелада, но знают как смоделировать условия в его недрах. В океанской воде спутника Сатурна примерно такое же содержание поваренной соли, как и в земном океане.

Кроме того, в океане много соды и высокий уровень щелочности (показатель pH достигает 12). Высокая щелочность и высокая концентрация соды означают, что в океанских глубинах происходят, как уже отмечалось, реакции серпентизации.

На океан Энцелада похоже земное озеро Моно в Калифорнии. В этом водоеме много соли и соды, в нем не водится рыба. Однако живут необычные организмы, в частности бактерии GFAJ-1, терпимые к смертельным для других живых существ концентрациям мышьяка.

У Энцелада есть черные курильщики — термальные источники, похожие на те, которые находятся на дне земных океанов.

На Земле эти процессы поддерживают экосистемы анаэробных архей — примитивных микробов, получающих энергию без кислорода и света.

NASA отмечает, что возникновения и существования жизни земного типа необходимо три главных компонента: жидкая вода, источник энергии для обмена веществ и ряд химических элементов (в первую очередь углерод, водород, азот, кислород, фосфор и сера). Подробно об Энцеладе читайте здесь.

Завораживающие кольца

Кольца — вероятно самая узнаваемая часть Сатурна. Это растянувшаяся на сотни тысяч километров система из пылевых колец, толщина которой местами составляет лишь десятки метров. До сих пор неизвестен ни возраст колец, ни их точное происхождение.

Cassini выяснил удивительную деталь — многочисленные луны Сатурна вызывают своей гравитацией различные завихрения в кольцах. У него по меньшей мере 53 луны, а Международный астрономический союз насчитал еще девять спутников, которые пока остаются без названий.

Также снимки с аппарата позволили обнаружить удивительные структуры на границе B-кольца — своеобразные «горы», поднимающиеся над плоскостью колец на 2,5 километра.

Кроме того аппарат открыл, по меньшей мере, восемь новых спутников Сатурна, изучая кольца. Среди них Полидевк, Паллена, Мефона, Анфа, Эгеон и Дафния. Диаметр этих небесных тел не превышает нескольких километров.

Один из них, Пан, привлек большое внимание благодаря своей необычной форме. Его сравнивают с «замороженным пельменем размером с Нью-Йорк».

Спутник-пельмень Пан

Дафния, диаметром не более восьми километров, — третий по удаленности спутник Сатурна. Вокруг планеты луна вращается по практически идеальной круговой траектории точно над экватором в узком коридоре — щели Килера (шириной всего 42 километра) кольца A.

Почти 1500 километров составляет диаметр Япета, третьего по величине спутника Сатурна. На его поверхности заметны чередующиеся светлые и темные сферы, поэтому его называют «луной инь-ян».

Луна инь-ян

Мимас считается самым малым небесным телом Солнечной системы — из тех, кому гравитация придала сферическую форму. В диаметре спутник достигает 415 километров.

Ударный кратер на нем был открыт в 1980 году, всего три года после выхода Звездных войн, именно поэтому Мимас часто называют Звездой смерти.

Кратер Гершель на Мимасе

Время на Сатурне

За 13 лет пребывания неподалеку от Сатурна аппарат увидел несколько смен сезонов планеты — от зимы до лета в северном полушарии. Год на этот газовом гиганте длится 29 земных лет, при это сутки — 11 земных часов.

Несмотря на то, что гигант находится в десять раз дальше от Солнца, чем Земля, изменения в освещенности все равно приводят к значительным изменениям в атмосфере газового гиганта.

Грандиозный финал. Cassini сгорел в небе СатурнаСюжет

Шторм в атмосфере северного полушария газового гиганта. Истинный цвет

Например, гигантский гексагон, шторм правильной шестиугольной формы (подробно о нем рассажем ниже), который бушует на северном полюсе, сменил за время миссии свой цвет с синего на золотистый.

С сезонами связано еще одно явление на газовом гиганте — образование «спиц» в кольцах Сатурна. Это продолговатые клиновидные объекты, вращающиеся вместе с кольцами, но располагающиеся на некоторой высоте над ними.

Грандиозный финал. Cassini сгорел в небе СатурнаСюжет

На южном полюсе Сатурна также светит полярное сияние. Эта цветная имитация составлена из 65 отдельных снимков, которые изображают видимый и инфракрасный спектр

С приходом весны в северное полушарие гиганта Cassini заметил шторм, площадь которого была в восемь раз больше Земли. В шторме вспыхивало до десяти молний в секунду, а его движущей силой также оказалось изменяющееся освещение.

Необъяснимый шестиугольник

На северном полюсе Сатурна есть гигантский шестиуголник правильной формы. Cassini выяснил, что гексагон является вихревым облаком. Однако ученые до сих пор не могут дать этому феномену строгое научное объяснение.

Грандиозный финал. Cassini сгорел в небе СатурнаСюжет

Размеры гексагона впечатляют — 25 тысяч километров в поперечнике. Неясно даже, почему это облако возникло на полюсе и закрепилось там. В его центре, прямо над северным полюсом, постоянно бушует ураган.

Объект вращается синхронно с вращением глубинных слоев атмосферы Сатурна и, возможно, синхронно с ее внутренними частями.

Грандиозный финал. Cassini сгорел в небе СатурнаСюжет

Гексагон на этом фото выглядит так, если бы человек смотрел на него собственными глазами

Если шестиугольник неподвижен относительно глубинных слоев Сатурна (в отличие от наблюдаемых верхних слоев атмосферы в более низких широтах), он может послужить опорой в определении истинной скорости вращения Сатурна.

Грандиозный финал. Cassini сгорел в небе СатурнаСюжет

На этом инфракрасном снимке 2008 года над северным полюсом светится полярное сияние, которое изображено в синем цвете. Для человеческого глаза это сияние было бы неразличимо

Нырок навстречу смерти

26 апреля Cassini впервые совершил нырок в атмосферу Сатурна, что стало началом длительного маневра аппарата перед гибелью, которая получила название Грандиозный финал.

«В лучших своих традициях аппарат Cassini вновь стал первопроходцем, показав нам новые удивительные места, в которые завело нас наше любопытство», — говорил тогда Джим Грин, директор планетного подразделения NASA.

Во время маневра аппарат прошел всего в 300 километрах от внутреннего края колец и на расстоянии всего три тысячи километров от верхних слоев облаков планеты.

Собранную во время маневра научную информацию аппарат почти сразу смогу передать на Землю, в том числе снимки верхних облаков планеты, снятые с самого близкого в истории расстояния.

В ходе Грандиозного финала аппарат совершил 22 витка вокруг планеты, после чего сгорел в атмосфере Сатурна.

Посдение фотографии Cassini:

Все фотографии Cassini можно посмотреть на сайте NASA.

космос

Австралия создаст собственное космическое агентство

Ракета Atlas V запустила секретный спутник США

Ураган Мария сломал один из крупнейших телескопов

Россия вывела на орбиту навигационный спутник

Названы лучшие астрономические фотографии года

1. I simply want to say I am newbie to blogging and site-building and absolutely enjoyed your web page. Almost certainly I’m planning to bookmark your blog post . You amazingly have wonderful writings. Thanks a lot for revealing your blog site.

2. I am also commenting to let you be aware of what a impressive experience our princess enjoyed using the blog. She learned numerous pieces, which include what it is like to possess an ideal coaching mindset to make folks completely gain knowledge of a variety of hard to do topics. You undoubtedly did more than my expectations. I appreciate you for distributing these powerful, safe, informative and also unique guidance on your topic to Tanya.

3. I’m writing to let you know of the incredible encounter my friend’s child went through checking your webblog. She discovered plenty of issues, including what it’s like to possess an ideal giving mindset to make the others without problems thoroughly grasp various specialized topics. You undoubtedly did more than her desires. Thank you for rendering such powerful, trustworthy, explanatory and as well as easy thoughts on that topic to Emily.

4. My friend wants to read a story I wrote in a video on her Youtube channel. I’m concerned that my story could be stolen by some one, and have them claim it as their own, not that I think it’s really good enough for anyone to want to steal it. How likely do you think it would be that my story would be plagiarized? Is there anything Youtube does to try to stop plagiarism?.

5. I just want to say I am newbie to weblog and really loved you’re blog. Most likely I’m planning to bookmark your blog . You absolutely come with tremendous stories. Appreciate it for sharing with us your web page.

6. I’m doing a project about spectators and am trying to find peoples opinions and feelings from the olympics (whether watching it in beijing or on the tv).. . I searched technorati for «olympics» and there are sooo many results that are much more recent and come up first, but aren’t what I’m looking for, I can’t work out how to filter out ones from the games…. . Anyone know how I can do a search for blog posts tagged olympics in say the month of August..

7. I want to start a blog that deals with moral issues. I want people to be able to see it, and also be easy to use and post..

8. I have a blog using Blogspot. I would like to ban a specific person from viewing and/or commenting. I am not looking to make the entire blog password-protected or moderate comments. I just want to ban a specific IP address. How can I do this?.

9. We are a group of volunteers and starting a new scheme in our community. Your site offered us with valuable info to work on. You’ve done a formidable job and our entire community will be grateful to you.

10. I simply want to tell you that I’m beginner to blogging and site-building and seriously loved you’re web blog. Most likely I’m likely to bookmark your blog . You definitely come with beneficial posts. Regards for revealing your website page.

11. I have been browsing online more than three hours today, yet I never found any interesting article like yours. It is pretty worth enough for me. Personally, if all site owners and bloggers made good content as you did, the net will be a lot more useful than ever before.

12. hey there and thank you for your information – I have certainly picked up anything new from right here. I did however expertise several technical issues using this website, since I experienced to reload the website lots of times previous to I could get it to load properly. I had been wondering if your hosting is OK? Not that I’m complaining, but slow loading instances times will sometimes affect your placement in google and can damage your quality score if advertising and marketing with Adwords. Anyway I am adding this RSS to my e-mail and could look out for a lot more of your respective exciting content. Make sure you update this again soon..

13. I’m planning to write a literature blog, and I want to get as much readers as possible, even those who don’t like books much, to be able to encourage them to read. Suggestions? No bashing please!.

14. I wish to start my very own blog: exist such thing as blog sites that are entirely «open», as well as any person can see it? I maintain concerning the kind where you need to add various other «friends» to make use of the website. Hyperlinks appreciated. Thanks!.

15. Simply wish to say your article is as astonishing. The clearness in your post is simply cool and i can assume you are an expert on this subject. Fine with your permission let me to grab your feed to keep up to date with forthcoming post. Thanks a million and please keep up the enjoyable work.

16. I like Facebook, but I despise that their notes section isn’t as enticing as MySpace’s blogs. I’ve just recently transferred a blog from MySpace to Facebook making use of the «share» symbol located under each blog … However, I do not like the means it shows up on my Facebook page. Exist any kind of better ways to import my blog sites?.

17. I keep several blog sites & online forums and permit people to create their discuss them. I inspect regularly and also eliminate any vow words, and so on. I likewise ask commentors not to leave any bad terms on the blogs/forums. However, that claimed, am i still legally in charge of the content on my blog/forums if they create an injurious comment or abusive remarks?. Many thanks.

18. Do you blog? Do you blog to advertise items you are selling? I am rather brand-new to the blog writing world. I primarily blog to market items that I am offering as well as internet sites that I am marketing on. How do I obtain website traffic to my blog? Do I primarily just require to include content? Does my blog site obtain picked up in the search? Any suggestions on blog writing is significantly required. Hello, yes I discuss it on my twitter account and additionally my other web-sites.

19. I am assisting some close friends get their store on the map as well as saw. They have a web site. One of the ways in my research study to enhance an internet site is to use a blog site. I am not blog site wise as well as neither are they so require a little help as to great sites to put there blog to ensure that they get discovered.

20. A person stated that you needed to purchase a domain name, or your blog sites weren’t seen by everybody, is that true? Do you understand what a domain name is? OTHERWISE do not address please.

21. I all the time used to study article in news papers but now as
    I am a user of web thus from now I am using net for content, thanks to web.

22. I have been a yahoo customers for some years currently. I am only beginning to take advantage of the devices which they give, one of which being blog posts. I have composed a blog and also wants to know if my article are being seen by others. Otherwise after that does anybody understand how I obtain my articles check out.

23. I like the helpful information you provide in your articles.
    I will bookmark your blog and check again here regularly.
    I am quite sure I’ll learn plenty of new stuff right here!

Good luck for the next!

24. obviously like your web site but you need to check the spelling on several
    of your posts. A number of them are rife with spelling problems and I find it very troublesome to tell the truth then again I will definitely come again again.

25. Do you mind if I quote a few of your articles as long as
    I provide credit and sources back to your site?
    My website is in the very same area of interest as yours and my users
    would definitely benefit from a lot of the information you provide here.

Please let me know if this okay with you. Thank you!

26. I’ve been seeking blogs where blog writer covers penis enlargement or at the very least looks into the topic of penis enlargement with an independent and significant voice. What are the leading blogs of this type?.

27. Once your meal is planned and prep has begun, you want to make your house welcoming. You may have standard decorations from the previous year, such as festive table runners and platters. Use these.

28. We are a gaggle of volunteers and starting a new scheme
    in our community. Your web site offered us with valuable info to
    work on. You have done a formidable activity and our entire neighborhood might be thankful to you.

29. You ought to take part in a contest for one of the
    highest quality sites online. I will highly recommend this web site!

30. Hello there! This is my first visit to your blog!
    We are a team of volunteers and starting a new initiative in a community in the same niche.
    Your blog provided us beneficial information to work on. You have done a outstanding job!

31. Do you have a spam issue on this site; I also am a blogger, and I was wanting to know your situation; many of us
    have created some nice methods and we are looking to exchange solutions with other
    folks, please shoot me an email if interested.

32. I would like to use the opportunity of saying thanks to you for your professional direction I have constantly enjoyed checking out your site. We are looking forward to the particular commencement of my college research and the entire preparing would never have been complete without visiting your site. If I may be of any assistance to others, I’d personally be happy to help as a result of what I have learned from here.

33. Nice blog here! Also your web site loads up very fast!
    What host are you using? Can I get your affiliate link to your host?
    I wish my web site loaded up as quickly as yours lol

34. Undeniably believe that which you stated. Your favorite reason seemed to be
    on the web the simplest factor to consider of. I say to you, I definitely get irked
    whilst people think about issues that they plainly don’t recognise about.
    You managed to hit the nail upon the highest and outlined out the whole thing without having side-effects , folks could take a signal.
    Will probably be back to get more. Thanks

35. It’s remarkable to pay a visit this website and reading the views of all friends on the topic of this paragraph, while
    I am also zealous of getting familiarity.

36. I really like your blog.. very nice colors & theme. Did you design this
    website yourself or did you hire someone to do it for you?
    Plz answer back as I’m looking to construct my
    own blog and would like to know where u got this from.
    cheers

37. Hey there! Quick question that’s entirely off topic. Do you know how to make your site mobile friendly?

My website looks weird when viewing from my iphone 4. I’m trying to find a theme or plugin that might be
    able to fix this issue. If you have any suggestions, please share.
    Many thanks!

38. I’d like to thank you for the efforts you’ve put in penning this blog.

I really hope to view the same high-grade content from you later on as well.
    In fact, your creative writing abilities has inspired me to get my
    very own site now 😉

39. Exists a website that makes it easy to follow blogs and podcasts? I don’t have an iPod, does that issue?.

40. I intend to begin a blog where I can talk to people and have them respond to my blog sites. Not myspace or facebook. I attempted blog writer yet the only blogs I might find had to do with international warming and guns. I want some where that I can open an account and also state what I really feel as well as individuals react to my blog sites and also I can reply to theres. If anybody might help me that would certainly be fantastic!.

41. I would actually enjoy to make a blog site however. I’m not exactly sure what kind of blog sites get the most web traffic? What kind of blog sites do you surf? I mostly browse image blogs and style blog sites. Just obtaining a survey here many thanks!.