Ученые выяснили, как у динозавров появился клюв

Птицы и ящеры потеряли зубы и приобрели клюв из-за перехода на новую диету.

На востоке Китая палеонтологи обнаружили необычные останки динозавра, которые раскрывают историю появления клюва у древних рептилий и предков птиц, говорится в статье, опубликованной в журнале PNAS.

Отмечается, что за всю историю планеты динозавры и их родичи теряли все зубы и приобретали клюв или похожие на него структуры как минимум семь раз, однако пока нет общепринятых представлений о том, как именно это происходило в ходе эволюции.

Часть палеонтологов считает, что клюв появился по диетическим причинам – он помогал ящерам и будущим птицам лучше перемалывать твердую пищу и стабилизировал их череп при попытке захватить добычу. Другие ученые не поддерживают такую гипотезу и считают, что клюв возник для облегчения массы тела и приспособления к полету.

Китайские палеонтологи приблизились к ответу на этот вопрос, сравнивая устройство тела древней птицы-сапеорниса (Sapeornis), найденной на востоке Китая относительно недавно, и нескольких двуногих динозавров-овирапторов, обладавших мощным клювом и обитавших на территории КНР и Узбекистана.

Ученые обратили внимание на необычное устройство челюстей овираптора вида Caenagnathasia, чьи останки были найдены в пустыне Кызылкум примерно 20 лет назад. Просветив их при помощи томографа, они обнаружили в основании клюва этого ящера особые борозды и ямки, внутри которых формировались рудиментарные зубы.

Совершив это открытие, ученые проверили, имеются ли подобные «ямки» в челюстях сапеорниса. Оказалось, что они присутствуют и в клюве древней птицы, что указало на возможный механизм потери зубов предками птиц и «клюворотых» динозавров.

Причину крупнейшего вымирания на Земле нашли в России

Опираясь на полученные данные, специалисты сделали выводы, что предки пернатых и ящеры избавились от зубов не сразу – изначально ими обладали молодые особи, у которых они затем постепенно выпадали по мере взросления и перехода на новую диету.

Затем зубы начали исчезать еще до рождения птенцов и детенышей, и все это, как считают ученые, указывает на то, что птицы и ящеры потеряли зубы и приобрели клюв по «гастрономическим» причинам, из-за перехода на новую диету и в новые экологические ниши. Постепенный отказ от зубов помог им пережить этот переход и адаптироваться к новой жизни.

Ранее сообщалось, что невозможно воскресить динозавров по остаткам найденного в их костях белка.

По материалам:

РИА Новости

1. I just want to say I am just new to blogging and site-building and definitely loved this website. Likely I’m planning to bookmark your site . You absolutely come with impressive articles and reviews. Thank you for sharing your blog.

2. I just need to know how to get a website started. I want to make a fan site for a new band. I know that I have to pay for a domain, but I’m confused about how to purchase & build a website. Help please? Thanks in advance! (:. Thanks everyone! (:.

3. You actually make it seem so easy with your presentation but I find this matter to be actually something that I think I would never understand. It seems too complex and very broad for me. I’m looking forward for your next post, I will try to get the hang of it!