Ученые выяснили, как у динозавров появился клюв

Птицы и ящеры потеряли зубы и приобрели клюв из-за перехода на новую диету.

На востоке Китая палеонтологи обнаружили необычные останки динозавра, которые раскрывают историю появления клюва у древних рептилий и предков птиц, говорится в статье, опубликованной в журнале PNAS.

Отмечается, что за всю историю планеты динозавры и их родичи теряли все зубы и приобретали клюв или похожие на него структуры как минимум семь раз, однако пока нет общепринятых представлений о том, как именно это происходило в ходе эволюции.

Часть палеонтологов считает, что клюв появился по диетическим причинам – он помогал ящерам и будущим птицам лучше перемалывать твердую пищу и стабилизировал их череп при попытке захватить добычу. Другие ученые не поддерживают такую гипотезу и считают, что клюв возник для облегчения массы тела и приспособления к полету.

Китайские палеонтологи приблизились к ответу на этот вопрос, сравнивая устройство тела древней птицы-сапеорниса (Sapeornis), найденной на востоке Китая относительно недавно, и нескольких двуногих динозавров-овирапторов, обладавших мощным клювом и обитавших на территории КНР и Узбекистана.

Ученые обратили внимание на необычное устройство челюстей овираптора вида Caenagnathasia, чьи останки были найдены в пустыне Кызылкум примерно 20 лет назад. Просветив их при помощи томографа, они обнаружили в основании клюва этого ящера особые борозды и ямки, внутри которых формировались рудиментарные зубы.

Совершив это открытие, ученые проверили, имеются ли подобные «ямки» в челюстях сапеорниса. Оказалось, что они присутствуют и в клюве древней птицы, что указало на возможный механизм потери зубов предками птиц и «клюворотых» динозавров.

Причину крупнейшего вымирания на Земле нашли в России

Опираясь на полученные данные, специалисты сделали выводы, что предки пернатых и ящеры избавились от зубов не сразу – изначально ими обладали молодые особи, у которых они затем постепенно выпадали по мере взросления и перехода на новую диету.

Затем зубы начали исчезать еще до рождения птенцов и детенышей, и все это, как считают ученые, указывает на то, что птицы и ящеры потеряли зубы и приобрели клюв по «гастрономическим» причинам, из-за перехода на новую диету и в новые экологические ниши. Постепенный отказ от зубов помог им пережить этот переход и адаптироваться к новой жизни.

Ранее сообщалось, что невозможно воскресить динозавров по остаткам найденного в их костях белка.

По материалам:

РИА Новости

1 КОММЕНТАРИЙ

1. I’ve been surfing online greater than three hours nowadays, yet I never found any fascinating article like yours. It’s lovely value enough for me. Personally, if all web owners and bloggers made excellent content as you probably did, the internet will be much more useful than ever before.