Ученые выяснили происхождение минойцев и микенцев

Герои Илиады и мифов Древней Греции были близкими родичами древних жителей Турции и Ирана.

Первые европейские цивилизации — минойцы с острова Крит и микенцы с юга материковой Греции — генетически похожи на население Малой Азии, Кавказа и Ирана. Микенцы вдобавок оказались обладателями генов охотников-собирателей из Восточной Европы и Сибири. Об иccледовании немецких генетиков сообщается в журнале Nature, передает N+1.

Примерно в середине четвертого тысячелетия до нашей эры на Крите возникла минойская культура — первая высокоразвитая цивилизация в Европе. Минойцы были первыми европейцами, которые изобрели письменность. Они обрабатывали бронзу, делали керамические изделия и строили многоэтажные дворцы с водопроводом и канализацией.

У них существовали централизованные города-государства, во главе каждого из которых стоял царь. Впоследствии это государственное устройство позаимствовали в материковой Греции. Критяне, по-видимому, были искусными мореплавателями: они торговали с Египтом, материковой Грецией, Кипром, Месопотамией.

Города на Крите были смыты цунами, которое обрушилось на северное побережье после извержения вулкана Санторин примерно в 1645-1500 годах до нашей эры. Минойская цивилизация существовала еще как минимум столетие, но в конце концов остров была завоевана микенцами — выходцами из материковой Греции.

Микенцы позаимствовали у жителей Крита государственное устройство, письменность, фресковую живопись и, возможно, принципы кораблестроения. Они основали несколько городов, которые впоследствии превратились в города-государства, в частности Афины, Спарту и Фивы.

В отличие от критян, микенцы были воинственным народом, они стали героями поэм Гомера — ахейцами, завоевавшими Трою. После того как микенцы завоевали Крит и колонизировали близлежащие острова, они стали главной силой в регионе. Но примерно в 1200-1100 годах до нашей эры микенская цивилизация пришла в упадок.

До сих пор ученым было неясно, кем были минойцы и микенцы по происхождению. Минойскую письменность (линейное письмо А) расшифровать до сих пор не удалось, поэтому лингвистические доказательства происхождения минойцев пока отсутствуют.

Авторы нового исследования отсеквенировали ДНК 19 представителей древнего Средиземноморья: минойцев, живших в период 4900-3700 лет назад, микенцев из материковой Греции и с Крита (возраст останков — 3700-3200 лет) и жителей юго-западной Анатолии (на территории современной Турции).

Кроме того, исследователи использовали уже опубликованные последовательности ДНК 332 древних жителей Средиземноморья, Ирана, Кавказа, Анатолии и Восточно-европейской степи, и геномы 2600 современных европейцев (в том числе критян) и жителей Западной Азии.

В результате генетики выяснили, что и минойцы и микенцы генетически были похожи на неолитических жителей Анатолии и выходцев с востока: с Кавказа и с территории современного Ирана.

Проанализированные геномы на 62-86 процентов соответствовали ДНК неолитических жителей Анатолии, а 9-32 процента составлял «восточный» компонент. Кроме того, микенцы генетически были похожи на охотников-собирателей из Восточной Европы и Сибири.

Ранее индийские геофизики и археологи в новом исследовании привели свидетельства того, что Индская цивилизация может быть древнейшей в мире.

1 КОММЕНТАРИЙ

1. With havin so much content and articles do you ever run into any issues of plagorism or copyright violation? My website has a lot of completely unique content I’ve either authored myself or outsourced but it looks like a lot of it is popping it up all over the web without my agreement. Do you know any solutions to help reduce content from being ripped off? I’d genuinely appreciate it.